Назад

Моторные масла-свойства

Для обеспечения надежной и четкой работы двигателя моторное масло должно обладать  комплексом свойств, несколько различающихся для разных условий эксплуатации и моделей двигателей внутреннего сгорания. Моторное масло выполняет одновременно несколько функций: снижает износ, силы трения между деталями Вашего двигателя, защищает их от коррозии, моет, удерживает в себе продукты неполного сгорания топлива и износа, уплотняет зазор между поршнем, его кольцами и цилиндром и многое другое. Для получения необходимого комплекса свойств все масла изготавливают из основы (базового масла) и  подобранного  пакета присадок.

 

Вязкость

Вязкость моторных масел, как и большинства смазочных материалов, изменяют вязкость в зависимости от своей температуры. Чем ниже температура, тем больше вязкость и наоборот.
 
Всесезонное масло работает в диапазоне температур от -35 (холодный пуск зимой) до 150-180°С (работа двигателя летом под полной нагрузкой), что  вызывает многократное изменение его вязкости. Для того чтобы обеспечить холодный пуск двигателя при низких температурах, вязкость не должна быть очень большой. При высоких температурах масло не должно иметь очень малую вязкость, чтобы создавать прочную масляную пленку между трущимися деталями и необходимое давление в системе.
 
Для обеспечения нужной вязкости во всем диапазоне рабочих температур всесезонные моторные масла изготавливают из маловязкой основы и полимерных загущающих присадок (модификаторов вязкости). Основа, имеющая небольшую вязкость, обеспечивает нужные низкотемпературные характеристики. Молекулы загущающих присадок представляют собой "клубки" полимеров (веществ, молекулы которых состоят из большого числа повторяющихся звеньев), "набухающие" при нагревании, что сохраняет достаточную вязкость при высокой температуре. Вязкость загущенного всесезонного масла зависит также и от скорости перемещения его слоев относительно друг друга. С ее увеличением вязкость временно снижается, поскольку "клубок" полимерной присадки "растягивается" и оказывает меньшее сопротивление перемещению слоев. Способность снижать вязкость в зависимости от скорости уменьшает потери на внутреннее трение в масле и, соответственно, потери мощности двигателя.
 

Противоизносные свойства

Противоизносные свойства моторного масла определяются его способностью предотвращать механический износ деталей двигателя и коррозионный износ цилиндров, поршней и их колец. Механическому износу подвержены пары трения - сопряженные детали, двигающиеся относительно друг друга. При небольшой скорости перемещения и больших нагрузках (например, деталей газораспределительного механизма) масло не полностью разделяет детали, и они контактируют друг с другом (граничный режим смазки). Во время перемещения выступы микрорельефа поверхности сталкиваются, что приводит к их разрушению. Оно может проявляться в виде "обламывания" выступов или образования "борозды" в металле - задира. Для предотвращения разрушения микрорельефа (износа) в моторное масло вводят противоизносные присадки. Они химически преобразуют (модифицируют) поверхность металла, образуя на ней тонкую пленку, по которой и происходит скольжение. Коррозионный износ поршней, цилиндров и их колец возникает из-за воздействия кислот, образующихся при окислении масла (см. ниже) и сгорании топлива. Для их нейтрализации в масло вводят щелочные присадки.

 

Моющие и диспергирующие свойства

Моющие свойства характеризуют способность масла очищать детали двигателя от различных лакообразных отложений, нагара и т. д. Эти свойства обеспечивают введением моющих присадок, содержащих поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые "отрывают" частички отложений от деталей и переносят их в масло. Диспергирующие свойства (от лат. dispersio - рассеяние) удерживают нерастворимые в масле вещества (частицы нагара, продукты неполного сгорания топлива и т. д.) во взвешенном состоянии и не дают им выпасть в осадок. Для придания маслу этих свойств в него вводят присадки-дисперсанты, создающие оболочку вокруг частиц загрязнений. Она не позволяет им прилипать к поверхностям двигателя и слипаться друг с другом.

 

Антиокислительные свойства.

Определяют стойкость масла к потере его свойств - старению. Для замедления этого процесса вводят антиокислительные присадки. Они защищают основу масла от действия кислорода воздуха, препятствуя процессу окисления. Условия работы масла в двигателе настолько жестки, что полностью предотвратить его окисление пока не представляется возможным. После выработки антиокислительных присадок начинается рост вязкости масла, коррозионной активности, склонности к образованию отложений и т. д. Антикоррозионные свойства Характеризуют способность масла предотвращать коррозию деталей двигателя, изготовленных из цветных металлов (бронзовые втулки, антифрикционное покрытие подшипников коленвала и т. д.). Антикоррозионные присадки образуют на их поверхности прочные защитные пленки, препятствующие прямому контакту с моторным маслом, которое при высокой температуре является агрессивной средой для цветных металлов. Энергосберегающие свойства Полимерные загущающие присадки вместе с модификаторами трения позволяют создавать энергосберегающие масла на маловязких основах, обеспечивающие экономию топлива. В зависимости от класса масла и режима эксплуатации автомобиля экономия топлива может составлять от 1.5-2 до 5,5-6%.
Модификаторы трения используют двух типов - твердые (например, дисульфит молибдена) и жидкие. Первые представляют собой твердые смазывающие вещества, тонко диспергированные (измельченные) в масле. За счет адгезии (сцепления) они связываются с поверхностями трения и уменьшают его величину при граничном режиме смазки. Жидкие модификаторы трения - соединения, обладающие высокой адсорбцией (поглощение поверхностным слоем твердого тела жидкостей или газов) к металлу и образующие на его поверхности "мягкий ворс", снижающий силы трения.